BMW E30 Logo

Автор Тема: Клапан дополнительного воздуха, М10, L-Jetronik - как он работает.  (Прочитано 23039 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1251
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Калуга-Москва
« : 30 Января 2011, 14:07:28 »
Всем привет.

Дошли, наконец, руки, разобраться с таинственным девайсом, именуемым "Клапан дополнительной подачи воздуха".

Замучали нестабильные холостые обороты, чрезмерные обороты при прогреве. Всё это не удавалось вылечить другими способами - полез в этот клапан.

Теория
Этот клапан стоит наверху блока цилиндров, его хорошо видно. К нему подходят два воздушных патрубка и электрический кабель с разъемом.

Принцип действия прост и основан на изменении размера биметаллической хреновины внутри клапана.

Когда двигатель холодный, заслонка внутри клапана открыта и обеспечивает подачу дополнительного воздуха в обход дроссельной заслонки, что, в свою очередь, дает повышенные обороты ХХ при прогреве.

По мере роста температуры движка, клапан нагревается, задвижка внутри него перегораживает канал подачи дополнительного воздуха и двигатель начинает работать на заданных оборотах ХХ.

Чтобы переход от режима прогрева в обычный режим происходил правильно, инженеры БМВ (или Бош??) придумали дополнительно подогревать клапан электричеством. Для этого к клапану и подведены провода. Туда подается 12 вольт как только двигатель завелся. Это убыстряет приход заслонки в закрытое состояние.

Конструктив
Вот так выглядит этот клапан. В машине он стоит горизонтально, само-собой.


Он представляет собой замкнутую полость, образованную двумя деталями, соединенными завальцовкой и заклепками. Внутренняя полость должна быть герметична, это понятно. На заклепки прошу обратить внимание - на фотке выше видны 2 заклепки в виде более темных кружочков. О них - позже.

Хорошо виден регулировочный болт с фиксирующей гайкой - им настраивается начальное состояние заслонки для холодного движка. Вид без гаек и шайб показан ниже. Хорошо видно, что отверстие под болт  - элептическое. Именно в пределах этого отверстия и надо позиционировать болтик при настройке клапана.



На просвет видна заслонка и дырка, через которую обеспечивается подача дополнительного воздуха.


Когда мы двигаем регулировочный болтик от края до края, то эта заслонка ходит вправо-влево (если смотреть как на фотке) .

Проверить, что клапан нормально работает можно погрузив корпус клапана в плошку с кипящей водой (не забудьте потом вытереть насухо или даже прогреть в духовке, как я).


В прогретом клапане заслонка закрыта:


Ремонт
1 - промыть клапан изнутри и снаружи от масла и копоти. Я использовал Карб-Клинер, как когда-то советовал ILITCH65. Тщательно вытряхнул остатки жижи из клапана, прогрел, чтобы внутри не осталось.
2 - проверил, насколько клапан герметичен. Оказалось - ни на сколько. Воздух свистел ото всюду - по периметру завальцовки (хорошо видно на двух последних фотках, о чем речь) и, что было для меня шоком, из под расшатавшихся заклепок, на которые я просил обратить внимание ранее  :o
3 - загерметизировал найденные дырки. Просто промазал герметиком по периметру завальцовки и каждую заклепку. Чтобы герметик хорошо зашел внутрь, ртом создал в клапане вакуум - мягкий еще герметик проник глубже в полости.
Также подложил немного герметика под шайбу, которая одевается под фиксирующую гайку. В дальнейшем, после регулировки, надо и гайку залить герметиком, как было в оригинале (желтый герметик должен там остаться, если клапан не трогали).

Итог
Ну вот, прошло пол-часа, герметик застыл слегка, вакуум держит отлично. Вечером буду ставить на машину. Надеюсь на глобальное улучшение стабильности оборотов ХХ.

Настройка
Пока я установил задвижку примерно в то положение, которое у неё было до моего вмешательства. Зная принцип работы, легко разработать методику точной настройки клапана непосредственно на машине.

Буду делать так:
- На горячей машине выставить обороты ХХ специальным винтом.
- На холодной машине ослабить фиксирующую гайку. Делать быстро, пока не нагрелось. Делать при снятом разъеме, чтобы медленнее нагревалось. Перемещать винт, оценивать величину оборотов ХХ (лучше - по внешнему тахометру), выставить их в соответствие с букварем (сча под рукой нет, сколько должны быть обороты ХХ - не больше 1400-1500 вроде, иначе начинает срабатывать экономайзер принудительного ХХ).

Пока у меня сохнет герметик, да и сама машина тоже немного не находу. Об окончательных результатах отпишу позже.
« Последнее редактирование: 30 Января 2011, 14:13:47 от MaxOtto
»
  • 318i/09/1985, была :(
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину1
  • Пильнуть ведро0

Рекомендуем почитать по теме Клапан дополнительного воздуха, М10, L-Jetronik - как он работает.

  • Освоился
  • *
  • Сообщений: 271
  • Репутация +8/-3
  • Пол: Мужской
  • Локация: екатеринбург
« Ответ #1 : 30 Января 2011, 15:33:27 »
не забудь выставить CO (шестигранник на расходомере) + поискать подсос воздуха.
у плавающих ХХ оборотов причин умотаться. на ВАЗе такое бывает даже из-за центробежного регулятора опережения
E30 двухдверный седан M10 184VD 05.84 г.р. 5мкпп
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1455
  • Репутация +156/-10
  • Пол: Мужской
  • Локация: САО Отрадное
  • Возраст:1021
« Ответ #2 : 30 Января 2011, 17:43:14 »
нужно съезжать в архив... :)
BMW E30
316i M10 04/1988
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1251
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Калуга-Москва
« Ответ #3 : 30 Января 2011, 18:50:13 »
Ну вот, поставил я его, покатался с часик. Клапан по своей методике не настраивал. Прогревочные холостые оказались чуть выше, чем надо. Ну да ладно.

Чисто по ощущениям: работать стало ровнее, вроде как стало четче реагировать на газ, и моща увеличилась. Возможно, что это сказалось то, что за счет ремонта явных подсосов воздуха смесь стала близка к оптимуму. А может - это просто эйфория от сделанного и самообман :)

Шестигранник СО крутить не буду - не думаю, что без измерителя состава выхлопа из этого выйдет что-то путное. Там вроде еще никто не лазил, пусть будет заводская установка.
  • 318i/09/1985, была :(
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Зверский Е30 Тюннер
  • *****
  • Сообщений: 7167
  • Репутация +156/-31
  • Пол: Мужской
  • Локация: Харьков
  • Возраст:49
« Ответ #4 : 31 Января 2011, 18:43:53 »
хех, респект
а у тебя нормально +12 на него приходят?
  • 316i/88,m40b16->m10b18->m10b18->m40b16, 316/86, m10b18->m42b18
O чём ни спроси - все обычно советуют сменить операционку, потом железо, потом страну пребывания, ориентацию, всё, что угодно... вместо того, чтобы подсказать нужную настройку в софтине.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Освоился
  • *
  • Сообщений: 217
  • Репутация +40/-13
  • Пол: Мужской
  • Локация: Краснодар
« Ответ #5 : 31 Января 2011, 22:37:01 »
Привет MaxOtto, мой авто испытует теже проблемы, пожалуйста отпишись когда клапан скажет: Happy end!!!
  • BMW е30,318i.s,м10,1984г
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1251
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Калуга-Москва
« Ответ #6 : 01 Февраля 2011, 14:02:47 »
to Cannon
А вот про 12 вольт у себя не проверял - пишу по памяти, как в букваре прочитал когда-то :D Судя по поведению - что-то приходит. Обороты выходят из прогревочного состояния за вполне адекватное время.

to Boreas3

В самом клапане я сейчас уверен на 100% - он работает и он герметичен. Осталась задача настроить правильно положение регулировочного винта. У меня сейчас клапан сильно открыт на холодную, как оказалось. Обороты ХХ через минуту после прогрева выходят в зону срабатывания экономайзера холостого хода (это больше 1500 примерно) и он начинает отключать подачу топлива. В результате обороты пульсируютс периодом 1-2 секунды. После прогрева обороты возращаются в свою прогретую норму и этот эффект пропадает.

Что интересно, это начинает проявляться когда на улице температура около нуля и ниже. Поэтому бороться с этой бякой приходится по зиме, что сильно лениво. Чтобы избежать этой пульсации, я выкручиваю винт регулировки оборотов ХХ в другом месте. В результате у меня холостые на прогретую немного ниже нормы.

Дел осталось на 30 минут, максимум, но... даже не представляю, когда буду это делать. К машине подхожу только в выходные и если что-то надо серьезно расковыривать . В прошлые выходные был сереьзный повод, а пока машинка была на приколе - разобрался с клапаном.
« Последнее редактирование: 01 Февраля 2011, 14:10:46 от MaxOtto
»
  • 318i/09/1985, была :(
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Освоился
  • *
  • Сообщений: 298
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Москва, ЮЗАО ул. Новаторов, ЗАО ул. Скульптора Мухиной
« Ответ #7 : 01 Февраля 2011, 21:45:00 »
у меня на заведенном двигателе на клапан 14 вольт приходит, пока не заведешь не приходит ничего (даже если ключ во втором положении, приборка включена).
а что будет с прогревочными и вообще с работой двигателя если клапан не герметичен?
BMW e30 316i M10 1988 г.в.
BMW e30 318i M10 1985 г.в.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Зверский Е30 Тюннер
  • *****
  • Сообщений: 7167
  • Репутация +156/-31
  • Пол: Мужской
  • Локация: Харьков
  • Возраст:49
« Ответ #8 : 02 Февраля 2011, 00:57:53 »
вообще судя по ETM есть 2 варианта управления этим клапаном
как минимум один вариант завязан на термовыключатель(этот термовыключатель если верить схеме конструктивно объединен с датчиком температуры на приборку)
т.е. опять таки, если верить схеме, питание подогрева на этот клапан подается не сразу а при достижении рабочей? температуры ОЖ
  • 316i/88,m40b16->m10b18->m10b18->m40b16, 316/86, m10b18->m42b18
O чём ни спроси - все обычно советуют сменить операционку, потом железо, потом страну пребывания, ориентацию, всё, что угодно... вместо того, чтобы подсказать нужную настройку в софтине.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1251
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Калуга-Москва
« Ответ #9 : 02 Февраля 2011, 13:54:13 »
а что будет с прогревочными и вообще с работой двигателя если клапан не герметичен?

Негерметичный клапан - это значит, что воздухомер меряет не тот объем воздуха, что реально попадает в цилиндры. Воздуха в смеси получается больше, чем надо. Бедная смесь со всеми вытекающими.
  • 318i/09/1985, была :(
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Освоился
  • *
  • Сообщений: 217
  • Репутация +40/-13
  • Пол: Мужской
  • Локация: Краснодар
« Ответ #10 : 03 Февраля 2011, 18:29:36 »
MaxOtto, какой ты сложный на клаве. Привет, страдальцы! Canon прав, так оно там и запитано все! Проверял сам и теорию, и методом тыкаю Уверен в одном -или износ устр-ва или отс-вие герметичности(вальцовка периметра) а может и подсос. Я тоже и промывал и герметик лепил......... одно утро все класно! , другое нифига. До сих пор  зависаю.Донора непробовал!??? Я нет, не смог найти.  ^-^ ^-^ ^-^
  • BMW е30,318i.s,м10,1984г
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • БМВод со стажем
  • **
  • Сообщений: 1251
  • Репутация +15/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: Калуга-Москва
« Ответ #11 : 04 Февраля 2011, 10:09:17 »
MaxOtto, какой ты сложный на клаве.

Это как понять??  ;D Используй Ctrl-C и Ctrl-V !

По поводу устройства. Заметил, что иногда при дутье ртом клапан не закрывается, а как-бы зависает. Проверял снятый клапан на горячую. Если дунуть сильнее, то клапан как-бы страгивается с места и с характерным шлепком закрывается. После промывки карб-клинером вроде стал почетче работать. Успокаивает то, что машине наверняка действуют давления гораздо выше, чем я могу создать ртом.

Подсосы могут быть где угодно - начиная от порванной гофры до утечек из под усохших шлангов. Там ведь применены такие интересные хомуты - без винта, зажатые один раз на заводе в 1985 году. Я такие постепенно меняю на нормальные хомуты, по мере того, как руки доходят.
  • 318i/09/1985, была :(
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Освоился
  • *
  • Сообщений: 250
  • Репутация +2/-1
  • Пол: Мужской
  • Локация: новороссийск
  • Возраст:41
« Ответ #12 : 21 Января 2014, 22:23:04 »
У меня таже проблемма нет прогревочных, только у меня карб от нивы на м10 стоит, досталась с калхозом и прогревочных нет(((
  • Е30, 318,М10В18 карб, Седан, 1986 год
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Новенький
  • Сообщений: 8
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
« Ответ #13 : 27 Января 2014, 22:13:12 »
после езды газ в пол, бывают обороты подпрыгивают до 1500!в этом случае клапан виноват?
  • BMW E30 316 M10B18 Coupe 1984
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Новенький
  • Сообщений: 4
  • Репутация +1/-0
  • Пол: Мужской
  • Телефон: +37529641255
« Ответ #14 : 04 Декабря 2016, 22:45:44 »
Такая же беда настигла.Выполнил все процедуры с промывкой/чисткой клапана, проверил напряжение на вход. проблема не решена, обороты плавают и на доноре который купил, буду искать донора дальше. или может решить проблему так?)
https://www.drive2.ru/l/4040297/
  • BMW E30,1.6 М10, седан, 1986
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину1
  • Пильнуть ведро0
  • Гонсчик на М3
  • *
  • Сообщений: 6081
  • Репутация +305/-15
  • Пол: Мужской
  • Локация: МСКунцево
  • Возраст:50
« Ответ #15 : 12 Декабря 2016, 15:47:02 »
У меня таже проблемма нет прогревочных, только у меня карб от нивы на м10 стоит, досталась с калхозом и прогревочных нет(((
Ну если карб от нивы - надо же просто тросик вывести в салон, и пользоваться им как на жигулях.. На ниве никогда не было полуавтоматических подсосов.
  • Купе 1.6 90г, "Хмурый мальчик" - машина моей Миленькой
Любую БМВ можно немного подремонтировать на пару тысяч долларов.
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
  • Новенький
  • Сообщений: 8
  • Репутация +0/-0
  • Пол: Мужской
  • Локация: Бердск
  • Возраст:38
« Ответ #16 : 09 Ноября 2018, 14:02:29 »
Сегодня таким же способом (сосало под завальцовкой, замазал герметиком) вернул прогревочные обороты. Выставил обороты на 1000 на холодную, прогрелся и опустились до 800. После того, как поднялась температура двигателя, на фишке нагревательного элемента появились 14 вольт (на холодном моторе их небыло).
  • BMW E30 Sedan '84
  • Оценка за сообщение
  • Счистить ржавчину0
  • Пильнуть ведро0
 

закрыть

Начни общаться с фанатами BMW E30 прямо сейчас!

Войти Новичкам